Ведьма войны/Rebelle
Страшная африканская сказка
Когда я была маленькой, мне подарили книжку под названием «Заколдованные леса: африканские народные сказки». Истории, рассказанные в ней, казались мне бесконечным, тягучим путешествием среди зарослей – главный герой куда-то шел, иногда сражался, кого-то встречал – иногда колдунов, волшебных животных, странных людей, заходил в деревеньки… Потом у него появилась жена и путешествовали они уже вместе – по тому же замкнутому лесному миру чудес, духов и приключений…
Совершенно спокойное и отрешенное созерцание странного мира, приятие всего, что находится даже за гранью понимания человека нашей цивилизации, – вот что объединяет книгу сказок и фильм
Война сама тебя найдет
Комоне было 12 лет, когда гражданская война в её бедной, разоренной стране, вероломно ворвалась в её доми. Толпа воинов, вооруженных калашниковыми, заявилась в деревеньку, чтобы набрать новых бойцов. Солдаты грабят, убивают взрослых…и уводят с собой детей. Что в нашем понимании дети лет 12-15? Подростки, только начинающие открывать мир, которые пока ещё не сталкивались ни с чем серьезнее плохих оценок и ссор с одноклассниками. Здесь они – солдаты. В 12 лет Комону заставляют собственноручно застрелить родителей, дают в руки автомат и ведут сражаться – неизвестно за кого, против кого и, главное, во имя чего. Война здесь как стихия – её нужно попытаться пережить.
Быстрые перестрелки в лесах, липкий ужас, автоматные очереди, голод, побои – кто-то выживает, кто-то умирает. В арсенале бойцов драгоценные пачки печенья – в качестве пайка, дурманящий сок дерева – для храбрости, «защитные» амулеты Колдуна – вместо бронежилета.
Комоне везет – «волшебное зелье» открывает у неё удивительную способность – она видит духов умерших, которые помогают ей выжить. Странно, любой «цивилизованный» европеец, узрев духов, побежал бы в больницу – лечиться от переутомления. Культура народов Африки пропитана магией, волшебством – амулеты вместо лекарства от головной боли и смерти, общение с духами – как разговоры по телефону.
Это спокойное приятие потустороннего становится, одновременно, и спасением девочки, и проклятием. Вождь их небольшой армии по прозвищу Белый Тигр назначает её Ведьмой войны. Теперь Комона становится волшебным талисманом армии: её не будут бить, а есть она теперь станет каждый день…но убежать ей не дадут.
Поразителен фатализм, с которым Комона воспринимает своё положение. Каждый день под пулями, с возложенной ответственностью – нести победу, она умудряется выживать. У нее нет слез, жалости к себе, она не спрашивает: Почему? За что? Таков её страшный, неправильный мир, который подхватывает человека, как песчинку, и уносит далеко-далеко, не спрашивая, хочет он того или нет.
Теперь у Комоны и Войны, которая не хочет отпускать свою Ведьму, начинается долгая игра в «догонялки» – девочка будет убегать и пытаться выстроить свою жизнь, завести семью, обрести дом (как мало…и, одновременно, как много она хочет), а Война будет вероломно разрушать её хрупкий мир, затягивая девочку в очередную кровавую бойню.
Круговорот жизни
Удивительно, к своим 13 годам эта девочка успевает пережить смерть близких, голод, ужас войны, пытается не умереть и сама убивает. Теперь она «выходит замуж» и продолжается путешествие по заколдованным лесам – от счастья к потере, от безволия к борьбе, от смерти к жизни, от похорон к рождению…
Сюжет будто сказочная улитка закручивает свои кольца: повзрослевшая Комона возвращается в покинутую целую вечность назад деревню, чтобы похоронить родителей (чьи духи просят об этом) и подарить им покой. Быть может, невольное убийство родных и становится символическим началом этого круга смертей и ужаса? Но теперь девушка сама готовится стать матерью.
Пора начинать новую жизнь, ради маленького существа, которое она произведет на свет. Вместе с малышом Комона обретает смысл и надежду… И пусть тропинки заколдованных лесов приведут их к счастью, о котором они не просили.
Фатализм и стойкость
За полтора часа фильма зрителя бросает в мир, совершенно незнакомый, непонятный, живущий по жестоким законам джунглей. Здесь дети быстро становятся взрослыми, жизнь соседствует со смертью, а для рефлексии совершенно нет времени. Пожалуй, картина заставляет задуматься о том, что наши стрессы, склоки на работе, проблемы с семьей, раздражение из-за общественного транспорта и так далее – это, по сути, не проблемы.
Чья жизнь более правильная, более… «жизнь»? Наша, цивилизованная и спокойная, или судьба Комоны, которая бросает её через нечеловеческие испытания каждый день, как нас через метро на работу?
Несмотря на весь свой фатализм и трагичность, через весь фильм проходит мощный мотив надежды и жизнестойкости – несмотря ни на что должен быть новый день.
Автор: © Выговская Анастасия
Производство: Канада, 2012
Продолжительность: 90мин.
Режиссёр: Ким Нгуйен
В ролях: Рашель Мванза, Серж Каниинда, Ральф Проспер и др.
Премьера (мир): 17 февраля 2012г.
Премьера (РФ): 14 февраля 2013г.