Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Война и мир» Театра им.Е.Вахтангова

«Война и мир» Театра им.Е.Вахтангова

07 Ноя 2021

13 ноября 2021 года Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова отметит столетний юбилей «Днём тишины», где прозвучат голоса многих великих и ушедших… Первой и волнительно ожидаемой премьерой юбилейного сезона стал спектакль «Война и мир» по роману-эпопее Льва Николаевича Толстого в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Спектакль этот также получился во многом о памяти – личной, коллективной, исторической. О том, о чём принято молчать, но к чему непременно обращаешься и возвращаешься, ища вопросы, ответы на которые объяснили бы что-то в настоящем или помогли бы двигаться дальше.

Как только открывается занавес, зритель видит скульптурно-статуарный ансамбль – подобный приём будет повторяться ещё несколько раз с меняющимся количеством участников – как фотоснимки в фотоальбоме, фиксировано схваченное мгновение! Персонажи застыли, словно мраморные изваяния – они уже вне процессов, всё уже случилось и осталось в памяти… но вот они оживают, время пошло вспять, и им дозволено снова чувствовать, действовать и делиться своей уже пережитой историей.

Движение, его траектория – очень существенная часть мизансценических построений спектакля. Воздушные движения гармонируют с динамичными выпадами и статическими замираниями. Отдельного внимания заслуживает яркий и чувственный бальный танец Наташи и Андрея – над пластическими решениями работала Анжелика Холина, ярко и убедительно представившая несколько лет назад хореографический спектакль «Анна Каренина».

Автор масштабной сценографии к спектаклю Адомас Яцовскис работает ёмко, лаконично и метко. Декорация, напоминающая стену в окопе, простирается во всю горизонталь сценического пространства, гнетуще надвигается на авансцену, создавая ощущение, что актёров сейчас вот-вот…настигнет. Аскетичность решения производит сильное впечатление – кроме стены, всего две длинных скамьи, затем стул, и – в момент отъезда Ростовых – пианино и виолончель. Используемый реквизит также минималистичен, но при этом символичен и функционален – кукла, глобус, сабля, ружьё, канистра…

Давно не секрет, что окружающая среда, семейная, социальная, политическая, сильно влияет на человека. Военное время и вовсе деформирует привычный мир до неузнаваемости, делая уязвимым и беззащитным то, что служило ориентиром, гарантом, опорой. В переломные моменты хрупкость и растерянность ощущаются сильнее. Что же происходит тогда с сознанием? В спектакле внимание сосредоточено не только на обстановке и катаклизмах времени, но и на взаимоотношениях людей друг с другом – в одной семье, или между семьями. Человеческое как мерило мирского, глобального, настоящего, всеобъемлющего проходит лейтмотивом сквозь всё действие.

Одна из самых идеалистических граней человеческого – это, конечно, детство, откуда родом наши страхи и надежды, мечты и стремления, поиски и радости. Детство, в котором наше начало и продолжение. Молодые герои – Наташа, Соня, Николай и Борис – беззаботно играют в салочки, легко преодолевая на своём пути любые препятствия.

Наташа в исполнении Ольги Лерман эмоциональна и порывиста, слегка экзальтированна в своём состоянии вечной влюблённости. Отсюда и соответствующая порхающая пластика – она словно парит над сценой в долгожданном вальсе, чутко отзываясь на каждый импульс. Образ Сони (в очередь роль исполняют Мария Волкова и Ирина Смирнова) рисуется столь же резвым и восторженным, но при этом она стеснена многими обстоятельствами и реакциями, её статус в семье иной, и это отражается на мечтах о счастье с Николаем.

В постановке приняла участие почти вся труппа театра, многие роли исполняются в два состава.

Андрей Болконский (Ян Гахарманов / Виктор Добронравов / Юрий Поляк) помещён в самый центр трагических коллизий. Его кумир, любимая,  брак, жизнь, – всё исполнено гнетущих противоречий и несоответствий. Через его размышления и прозрения зритель терзается тотальным неблагополучием и ищет спасения, противится обезличиванию и безразличию, мечтает о лучшем и пытается обрести баланс и сохранить веру и гармонию.

Самобытно и необычно решен проходной персонаж, который часто возникает в постановках Римаса Туминаса, – Ушелец (Артём Пархоменко). Он словно оттеняет образ Пьера, множит его тёмную сторону, выпуская накопившихся демонов сильных эмоций – например, вынося табуретка в качестве возможного орудия расправы. Ушелец предельно молчалив и сконцентрирован, но очень выразителен.

Сам Пьер (Павел Попов / Денис Самойлов), так тяготеет к философским умозаключениям! После разочарования во французском кумире, enfant terrible, он ищет  и не обретает смыслов в массонстве. Военные времена становятся для него совсем смутными, лишёнными любых ориентиров…и вот переломный, один из самых долгожданных моментов спектакля, – плен! Без пищи, диалога, свидетельства своего существования, он рассеянно погружается в вязкую рефлексию, обращаясь то ли к себе, то ли к кому-то подразумевающемуся…и путается, и запутывается окончательно, болезненно и бесповоротно.

Прекрасные военные мундиры, строгие и элегантные фигуры-силуэты бело-черно-серого тона смотрятся стильно и помогают держать внимание. Костюмы Марии Даниловой прекрасно характеризуют и персонажей, и действие. Изысканна и пленительна красавица Элен в лаконичном платье, в богатом головном уборе с пером. А какой блистательный наряд у Людмилы Максаковой, исполняющей роль забавной, но аристократично-решительной Марии Игнатьевны Перонской!

Световое решение подчеркивает глубинное пространство сцены: вот крупная тень Николая на поле боя, вот столкнувшиеся, буквально влетающие друг в друга тени сражающихся! И отдельный луч – Пьер Безухов. Преимущественно в цвето-световой палитре действия преобладает холодный белый с голубоватыми оттенками, но сцена встречи семей Ростовых и Курагиных в театре неожиданно и бодро играет яркими динамичными красками, подхватывая музыкальные такты. Звуковое оформление спектакля грациозно и грандиозно – Гиедрюс Пускунигис раскрывает психологию, настроение, мировоззрение действующих лиц. Также в спектакле звучат произведения П.Чайковского, Ф.Шопена и фрагмент из музыки Ф.Латенаса.

Находится в постановке и место юмору! Гротескная, почти балаганная сцена старших Кулагина и Болконского (проводы Василия Сергеевича из дома) превратилась в потасовку, к которой присоединился Анатоль, и бедному Николаю Андреевичу досталось от этой семейки! Часто меняющееся настроение действующих лиц от испуга к безразлично-отрешенному холодку, или от разочарования к горчащей иронии передано образно, со множеством нюансов!

Неоднозначной, но изначально вызывающей улыбку становится и любовная сцена, в которой принимают участие Борис, кукла и Наташа. И Наташа оказывается…лишней! Прячась за кустом, манящим голосом, призывает девушка своего героя, просит поцеловать куклу, а он… вдруг увлекается! И остается плохо выразимый, но устойчивый осадок чего-то чрезмерно-лишнего, некрасивого по отношению к почти детскому безобидному проступку. И Наташа поддаётся этому влиянию…

Игра с куклой в поцелуй, которая перерастает во что-то более серьёзное и менее смешное. Взросление? У каждого героя оно неизбежно происходит, и дело не только в возрасте – повзрослевшим в каких-то вопросах, мне кажется, выйдет со спектакля и зритель…

___________________________________________________________________________

Автор: © Алина Грешникова

 

Премьера состоялась 8 ноября 2021г.

Сценическая композиция и постановка: Римас Туминас

Адаптация текстов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: Мария Петерс

Сценография: Адомас Яцовскис

Костюмы: Мария Данилова

Композитор: Гиедрюс Пускунигис

Хореограф: Анжелика Холина

Художник по свету: Александр Матвеев (при участии Дамира Исмагилова)

Роли исполняют: Андрей Ильин/Сергей Маковецкий, Ирина Купченко/Евгения Ивашова, Ася Домская/Лада Чуровская, Ольга Лерман/Ксения Трейстер, Юрий Цокуров, Мария Волкова/Ирина Смирнова, Евгений Князев/Виктор Сухоруков, Ян Гахарманов/Виктор Добронравов/Юрий Поляк, Екатерина Крамзина/Полина Чернышова, Мария Бердинских/Мария Риваль, Павел Попов/Денис Самойлов, Владимир Симонов/Юрий Шлыков, Анна Антонова/Яна Соболевская, Владимир Логвинов и др.

 

 

Метки: , , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>