Информационное агентство
Home » Книжная полка » Время разгадывать тайны

Время разгадывать тайны

05 Окт 2016

Загадки и тайны родились и вышли из-под пера Алёны Жуковой в новом её романе «Тайный знак» (2016, 400стр., издательство «РИПОЛ классик», Москва) и дали приятный повод ещё раз представить его автора. Писатель-прозаик, сценарист, журнальный редактор, кинокритик Алёна Жукова родилась и жила в Одессе в шаговой близости от Одесской киностудии, где и работала, по окончании музыкального училища (история музыки) и филологического факультета Одесского госуниверситета им. И. И. Мечникова, музыкальным редактором, главным редактором объединения «Аркадия», писала киносценарии, состояла членом сценарной коллегии.
С 1994г. живёт в Торонто. Пишет рассказы и книги, сберегает русский язык, презентует российскую литературу и кинематограф, выпускает канадский русскоязычный литературный журнал «Новый Свет».

Имеет три возраста: писательский – не менее 20 лет, внешний – не более 35 лет, и паспортный, о котором не принято спрашивать у женщины. И три полновесные бумажные книги, изданные в Москве: « К чему снились яблоки Марине», 2009 – сборник малых форм, «сказок и несказок»; «Дуэт для одиночества», 2011 – развёрнутый до объёма романа один из сюжетов несказок; и «Тайный знак» – беллетризованный, 18-тиглавный сценарий многосерийного телевизионного фильма, где решалась трудная задача соединить романную стилистику со сценарной формой.

Природный литературный дар, ранний сценарный опыт, сочный, поэтичный и хлёсткий язык претворились в книги. Появление первой книжной публикации, которое удивило даже близкого друга Алёны знаменитую писательницу Людмилу Улицкую, однако, было не столько началом, сколько завершением этапа накопления и созревания писателя. Л. Улицкая презентовала первую книгу А. Жуковой таким признанием: «… я знаю этого человека лет двадцать, дружу, делюсь много лет своими радостями и горестями, но никогда не предполагала, что тем временем человек вырос и дал неожиданные плоды…».

Литературное творчество А. Жуковой балансирует на грани реальности и сказок, вызывает ощущение волшебства, погружает в тайны прошлого и настоящего, мистику сближает с правдоподобием. Таков и роман-сценарий «Тайный знак». Действие охватывает временной период почти в 400 лет – от становления царской династии Романовых до сегодняшних дней, от первого русского царя Романова Михаила Фёдоровича до канадского следа от пребывания и захоронения в Торонто сестры Николая Второго Ольги Александровны. Но история эта не о царях, а о тайном древнем кладе, книге – предсказании, случайно (а может и не случайно) попавшей в руки одной советской семьи. Книга эта, несущая предсказание о судьбе России, переходя из поколения в поколение, вершит судьбы людей, оберегает, карает, пророчествует, исчезает и появляется вновь, скрывает свои тайные смыслы, пока ни откроет, наконец, свой главный секрет – посыл к милосердию и любви.

Книгу отличает занимательность исторического вымысла наряду с аккуратным прикосновением к исторической достоверности, высокая плотность драматургического материала, красочная насыщенность образов. Диссонансная темпоритмика и ввод новых многочисленных персонажей и имён не создают трудностей в следовании за стержневым сюжетом. Связь веков и семейных уз сплетается из именных узелков Михаил + Анастасия, обязательных дуэтов любви и преданности в каждом поколении.
Последовательная смена времёни действия, среды пребывания, уровня культуры, душевных состояний действующих лиц сразу находят отражение в резко меняющемся речевом стиле. Тут и древнерусский 16 век, и московская научная интеллигенция в области исторического языкознания, и речёвки гулагского вертухая, и советская творческая богема, и современный молодёжный сленг. Но когда в плотной сюжетной канве выдаётся местечко для описания природы или душевного состояния героев, тут уж А. Жукова даёт волю своему живописно-лирическому, яркому, литературному языку.

Конструкция романа – сценария «Тайный знак» подобна растущему дереву, изобильно выбрасывающему всё новые и новые молодые побеги. Побеги эти по-разному развиваются, одни идут в рост, зеленеют, а другие, только зародившись, увядают и опадают. Так и структура романа складывается из фрагментов разной степени занимательности, разной событийной насыщенности, разной сочетаемости со сквозным сюжетом. Например, линия примадонны Татьяны Карпинской, возможно, появилась от соблазна лёгкого угадывания в ней жизни и судьбы легендарной актрисы Татьяны Окуневской. Или несколько поспешная скороговорка в описании канадского периода жизни Великой княгини Ольги Александровны и, завершающего интригу тайны, последнего молодого союза Михаил + Анастасия. При всём при том, Алёна Жукова успешно справляется со сложной драматургической акробатикой при минимальных потерях в стройности, внятности и мотивированности повествования. В результате читатель получил яркое и захватывающее чтение, а если автору ещё и повезёт с продюсерами, то и зритель сможет получить увлекательный, панорамный, телевизионный сериал.

© Лариса ОСТРОВСКАЯ
Вице-президент «Федерации киноклубов РФ»

Метки: ,
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>