Информационное агентство
Home » Скена » Юбилей ювелира. Жизнь и её тени.

Юбилей ювелира. Жизнь и её тени.

31 Мар 2015

В марте в МХТ имени Чехова прошли предпремьерные показы спектакля «Юбилей ювелира» по пьесе британского драматурга Николы МакОлифф. Главную роль сыграл будущий юбиляр, художественный руководитель театра Олег Табаков. Его партнерами на сцене стали актрисы Наталья Тенякова и Дарья Мороз.

Табаков в свои почти восемьдесят, трудится без выходных: руководит двумя театрами, создал свою театральную школу, заканчивает стройку нового здания «Табакерки», привлекает новые режиссерские имена, опекает оперившихся выпускников со своими уже театрами, открывает памятники, меняет традиции, идет против течения, ломает стереотипы и выбирает к своему приближающемуся юбилею, который будет 17 августа, пьесу, которую мало кто выбрал бы в качестве подарка. Сам Табаков бравирует выбором: «Мне кажется, что не всякий рискнет к своему дню рождения такое запузырить», – улыбается он в собравшиеся камеры, демонстрируя удальство и чертиков в глазах. Олег Табаков был одним из первых театральных деятелей, написавших письмо в поддержку вызванных в суд режиссера и директора Новосибирского театра, по обвинению в «оскорблении чувств верующих», отметив, что «нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания».

Имея возможность пригласить любого режиссера, Олег Павлович приглашает Константина Богомолова, от которого точно не стоит ждать постановки традиционного бенефисного вечера, где будут петь «Славься, славься!» и говорить о заслугах, преклоняя колени. Хотя заслуг у Табакова — дай Бог каждому, он делает нетривиальный выбор, сложный и заслуживающий громкого «браво». «Юбилей ювелира» не комедия, а драма, о человеке преклонного возраста, который встречает каждый новый день достойно и с юмором, не смотря на диагноз. Пьеса хоть и имеет в своей основе интригующий сюжетный ход, но требует от актеров одновременно твердости духа и неимоверных душевных затрат, смелости и решимости говорить на непростые и вечные темы смерти, любви, верности, заставляя некоторых зрителей рыдать в финале.

Константин Богомолов слегка переписал мелодраму МакОлифф, убрав часть диалогов и изменив однозначный финал, что пошло пьесе на пользу. Она превратилась в более объемную и более трагичную, дав в то же время простор для трактовки финала любителям драм. А кто из нас не любитель? С помощью постоянной своей наперсницы сценографа Ларисы Ломакиной, режиссер обрамляет действие аскетичными декорациями, современными видео экранами, которые «разговаривают» со зрителями в паузах. И этот разговор, проходя в тишине, заслуживает отдельных реверансов. Лаконичными фразами Богомолов будто направляет течение мысли зрителя в нужное ему русло, будто слегка корректирует смыслы, созданные диалогами на сцене, вкладывая в пьесу свое мироощущение, мировоззрение, свою боль.

Спектакль вообще очень «тихий». С одной стороны он играется в доме умирающего от рака, где не говорят громко, хоть и шутят по прежнему. Приглушены не только декорации (бедная квартирка разорившегося ювелира на окраине Лондона), но и эмоциональная подача текста актерами. Константин Богомолов, кто знаком с его творчеством, тот знает, не впервые работает с актерами в такой стилистике, не давая фактически «играть» в классическом понимании театра, а четко прочерчивая линии движения, задавая вектор, отказываясь от привычных рычагов воздействия на зрительный зал.

Это спектакль о мечте и обязательствах. Обещание дожить до своего 90-летия поддерживает ювелира и продлевает ему жизнь на несколько недель. А свет от встречи в юности, позволяет создать за 60 лет шедевр ювелирного искусства. Английская чопорность, вежливость, холодность и галантность словно пропитала весь спектакль: от декораций, экранов до манеры игры, света и цветовой гаммы. Ярким пятном будет лишь лазурного цвета костюм королевы, ее визит.

Не буду спойлерить и открывать вам тайны сюжета, в полной уверенности, что вы пойдете смотреть спектакль. Скажу лишь, что здесь есть ажурная тайна, ставшая жизненным маяком главного героя. Есть королева его сердца. И есть настоящая королева, Елизавета, речи которой образец мудрости, тактичности и весомости ста философов, а поступки, возможно, заставят поверить в чудеса скептиков, и переосмыслить свою жизнь циников за те полтора часа, которые подарят вам трое актеров на сцене, двое за сценой и еще двое на экране в специально снятом мини-фильме.

В воздухе зала висит тишина. В ней целая жизнь. Из быта, путешествий, обид, работы, чаяний, надежд, боли, страха, юмора, телефонных звонков, друзей, детей, внуков, горя и радости. Все это есть у каждого. Вопрос в том, как каждый распорядится этим «всем». Ведь в какой-то точке, остается только память. А память — это всего лишь клетки мозга. Которым мы управляем сами. Пока живы.

«Юбилей ювелира» будет показан на основной сцене МХТ имени Чехова 24, 25 марта.

© Анастасия Вильчи
© Фото Галины Фесенко

также опубликовано
Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>