Информационное агентство
Home » Скена » «Земля Эльзы» в Театре имени Фёдора Волкова

«Земля Эльзы» в Театре имени Фёдора Волкова

10 Ноя 2020

Определить жанр спектакля «Земля Эльзы» по пьесе ученицы Николая Коляды, Ярославы Пулинович, с первого раза даже не просто. Драма? Лирическая комедия? Бытовой фарс? Однако, он надолго остается в памяти, развивая внутренний монолог горьковато-светлым послевкусием.

В одном из интервью драматург говорила, что в основу пьесы легла реальная история немки, впервые полюбившей в старости. Казалось бы, перед нами узнаваемая, в чём-то даже типичная провинциальная история… про стариков? Вроде бы, здесь именно про них.  Про семью, ценности, поколения, жестокость близких и…способность к состраданию. Вот дочь, мать, внучка, или же семья, перебирает матрёшки, расставляя их по «росту» и укладывая затем в одну. Аллюзия на русскую семью в чистом виде – преемственность, защита, механизмы множественных манипуляций, о которых так уместно вспоминают герои, расставляя нужные акценты. Чувство вины и чувство страха: спрятать или выставить напоказ? Про любовь, или всё-таки о любви?

На сцене – «набросок» квартиры героини. Полуусловные нагромождения мебели: стулья, комод, шкаф, кресла. Серая бесформенная громада, слегка тяготящая. В финале спектакля, когда на сцене появятся розы, бело-серо-красная палитра усилит щемящий эффект контраста. На дальней стене – телевизор со сценами сериальных поцелуев, на которые будет сладострастно смотреть глазами провинциальных бабок-товарок скучающая кассирша.

Структура спектакля «бесшовно-плавная», действие течет в качающемся темпе, когда волны усиливаются, и ты с неоднозначными эмоциями чувствуешь, как проходятся по «болевым точкам». Иногда в решении проскальзывает самая что ни на есть «театральщина»: вычурная поза, цветовая аляповатость, гротесково-фарсовая интонация, нарочитая жестикуляция, надрывно грассирующий срывающийся голосок неопределенного тембра…

Эльза и Вася исполнены достаточно. Просто достаточно: не больше, но и не меньше. Романтическая стариковская пара. Ольга, дочь Эльзы, вышла более сильной: обиженная дочь, не принимающая спонтанных решений матери. Внучка Эльзы – «прикольная»: сам персонаж таков, типичный представитель поколения, с умиляющими или обескураживающими проблемами. Второстепенные персонажи как раз и определили жанр «бытового фарса», наполнив своей простотой спектакль, заполонив пространство репликами и танцевальными «па» грубоватого рисунка.

Отдельно отмечу музыкальную составляющую. Немного вне контекстовой электронной музыки, или «soundtrack», сделан довольно сильно, усиливая впечатление.  Настолько получился хороший микс, что это всё смотрится единым потоком. Особенно запомнилась стильная сцена: лёгкая мрачноватая электроника с механизированным броуновским движением.

Всё просто, приземлённо, без, что называется, огонька… И от того такая гнетущая сосущая тоска, на которую откликаешься вслед за персонажами, жалкими, жалостливыми —  «маленькими», но желающими быть большими. Жизнь идет и истончается, кончается… вот и всё, или нет? И вот оно, розовое платьишко, и туфельки, и сумочка, и убранная фотография с кем «до гробовой доски». Так вот же – доска. Конец! Или начало? «Земля Эльзы» приглашает в своё исследование-путешествие по стандартному (?) сценарию. Присоединяйтесь!

 

____________________________________________________________________________

Авторы: © Леонид Колпаков, Яна Фельвитская

В спектакле Александра Сазонова «Земля Эльзы» затрагиваются проблемы, связанные с неоправданным насилием во времена СССР в сторону «русских немцев» (и не только этого народа), с их депортацией и с дальнейшей судьбой детей и родителей, семей в целом и в частном. Также проблема издевательств между детьми из-за того, кто по национальности родители и какой у них статус в стране, насколько это оправданно, и тем, что из этого в итоге получается, какие проблемы приобретают выросшие в таких условиях люди. Возможно ли создать такую семью, где соблюдалось бы равенство, торжествовала справедливость, не было домашнего насилия и его последствий? Конечно, здесь имеет место быть также и проблема поколений, причем в разные временные периоды  — каждый раз показано по-своему, но с одним смыслом. Однако, основным оказывается конфликт младшего поколения со старшим, когда первые слишком привязаны или эгоцентричны, не желая идти на уступки, воспринимать родителей как самостоятельных людей, а не тех, кто вечно будет рядом, словно домашний питомец. Здесь же можно говорить о разнице воспитания и развития людей в различных условиях: городские и деревенские, Малашкины и Кравчуки. Конечно, отдельное место отводится вопросу любви – той самой, самой-самой счастливой и честной, которую – по умолчанию – заслуживают абсолютно все и которая может помочь человеку измениться в лучшую для себя, в первую очередь, сторону… И вслед за этим другая проблема (как было бы без неё проще!) – бегство человека от самого себя, от истины, посредством подстраивания такой правды, которая была бы удобна именно сейчас и именно этому конкретному человеку.

Говоря про спектакль, сразу замечаешь различия между пьесой и поставкой. Но они не столь значительные, как могли бы быть, и как бывают. В этой же конкретной ситуации это помогает передать эмоциональную составляющую более чётко и ясно для зрителя, более понятно донести все поднятые вопросы и проблемы в данном произведении. Например, есть один момент, в самом конце, когда Эльза остаётся одна после известия о смерти Василия. В тексте Ярославы Пулинович используется мотоцикл («ВАСИЛИЙ. Элечка, я украл мотоцикл! Поехали!»), в постановке же Александра Созонова используется велосипед. И этому можно не придавать значение, а можно увидеть связь с историей «тифозной», которую молодой Василий искренне любил. И такие же чувства испытывал и к Эльзе в настоящем времени: искренняя детская влюбленность и вместе с тем серьезная и честная любовь, которая прошла через определённые испытания.

Сам спектакль не даёт возможности долгих размышлений, акцентируя внимание зрителя на эмоциях, создавая необходимую атмосферу посредством неимоверного количества деталей. Здесь все работает на эффект: музыкальное, световое и звуковое сопровождение. Сильная и яркая сцена, где  букет роз окунают в жидкий азот, а после разбивают о сцену. Безусловно, это находит отклик, который важен. У каждого – свой.

Спектакль раскрыл пьесу определенным образом, дал возможность некоторое время не думать, а лишь наблюдать, чувствовать и запоминать, находить что-то «своё», похожее, созвучное… Возможно, даже что-то, что идёт рефреном не только в этом произведении, но и во многих других, и в самой жизни.

____________________________________________________________________________

Автор: © Екатерина Ярославцева

Премьера спектакля состоялась в Театре имени Фёдора Волкова (г.Ярославль) в октябре 2017 года на камерной сцене. В январе 2020, в связи с большой популярностью спектакля у зрителей, он был перенесён на основную сцену театра.

Рецензия написана на спектакль 6 ноября 2020г.

Режиссер: Александр Созонов

Драматург: Ярослава Пулинович

Артисты: Ирина Чельцова, Валерий Соколов, Любовь Ветошкина, Алена Тертова, Сергей Карпов, Николай Зуборенко и др.

Для этой записи нет меток.
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>